Благодаря конструктивным особенностям и характеристикам применение цепных стропов практически не имеет ограничений. С их помощью можно перемещать грузы в промышленности, строительной сфере и других областях, они могут работать в условиях воздействия агрессивных сред (на химических производствах) и при температурах до +400 … +475°C (это позволяет использовать их в металлургии). Гибкость, высокая устойчивость к износу и прочность определяет назначение цепных стропов: перегрузка тяжелых грузов, в том числе с острыми кромками, малыми радиусами искривления поверхностей, и т.д.
Основой стропа является цепная ветвь, которая состоит из отрезка цепи и двух концевых или переходных звеньев (неразъемных или разъемных)
Такое устройство цепных строп позволяет изготавливать грузозахватные приспособления различных типов:
Возможное устройство цепных строп и их конфигурация указаны в документе РД 11-07-2007 и других.
К важнейшим преимуществам цепных стропов относятся:
В то же время цепные стропы имеют и недостатки, среди которых большая масса (тяжелее других типов снаряжения) и плохая устойчивость к динамическим нагрузкам высокой интенсивности.
Нормативами установлено обозначение цепных стропов, состоящее из следующих элементов:
Например, маркировка цепных стропов 4 – 2СЦ – 20,0 – 5000 означает, что это двухветвевой строп 4 класса прочности с г/п 20 т длиной 5000 мм. Данная информация наносится на бирку, которая также содержит данные о производителе, дату последней проверки и инвентарный номер.
Иногда используется обозначение, в котором на первой позиции стоит слово «Строп», а класс прочности указан отдельно.
Наиболее важными являются следующие характеристики цепных стропов:
Основные характеристики цепных стропов зашифрованы в условном обозначении изделий, также они присутствуют в документах.
Грузоподъемность данного снаряжения зависит от его конструктивного типа и калибра цепи. Так, грузоподъемность цепных стропов одноветвевых лежит в пределах 0,5 – 12,5 т, кольцевых – от 1 до 25 т, многоветвевых – от 1,6 до 17 – 26,5 т в зависимости от типа. Изготавливаются цепные стропы с г/п до 50 – 67 т. Однако грузоподъемность цепных стропов зависит от температуры окружающей среды: изделия до 3 класса прочности можно эксплуатировать только до +100°C, г/п снаряжения более высоких классов снижается на 10 – 51% в зависимости от класса прочности цепи и температуры.
В соответствии с нормативными документами установлены следующие размеры цепных стропов:
Наиболее востребованы цепные стропы длиной 1 – 5 метров, по требованию потребителя изготавливается снаряжение длиной 6 – 8 метров и более. Однако минимальная длина ветви не может быть меньше 20 длин звена цепи + 2 длины переходных звеньев.
Вес цепных стропов зависит от калибра цепи, длины, типа захватного органа и других элементов. Масса изделий лежит в следующих пределах:
В целом, цепные стропы тяжелее снаряжения других типов той же длины и грузоподъемности.
В процессе эксплуатации цепные стропы подвергаются износу, его интенсивность и размер необходимо отслеживать при плановых осмотрах. Критическим считается износ цепных стропов, при котором диаметр звена (прутка, из которого оно изготовлено) уменьшается на 10% и более. Контроль износа осуществляется по меткам на маркировочной бирке.
Для изготовления стропов данного типа допущены цепи от 4 до 8 классов прочности, что соответствует допустимому рабочему усилию от 100 до 200 Н/мм2 (разрывному – от 400 до 800 Н/мм2). В отдельных случаях допускаются как меньшие классы прочности цепного стропа (2 и 3), так и больше (10).
Согласно нормативным документам, запас прочности цепных стропов всех типов должен быть не менее 4. То есть, разрывное усилие изделий должно как минимум вчетверо превышать их грузоподъемность.
Для оценки состояния съемных грузозахватных устройств проводится регулярная проверка цепных стропов всех типов. Осмотр выполняется стропальщиками перед каждым применением, а каждые 10 дней осуществляется проверка ответственным специалистом. Установленный нормативами порядок осмотра цепного стропа предусматривает: визуальный осмотр, измерение степени износа и растяжения звеньев, определение степени их деформации, а также оценка повреждений, износа и деформаций других элементов. Для проверки цепных стропов используется как специальный измерительный инструмент, так и бирка, на которой имеются выступы и пазы, позволяющие определить достижение максимальных значений износа деталей.
Обеспечивающая безопасность работ правильная строповка грузов цепными стропами приводится в различных нормативных документах (в том числе РД 11-07-2007). В общем случае к строповке предъявляются следующие требования:
Стропальщики должны знать, как выполняется правильная строповка грузов цепными стропами, нарушения правил могут привести к авариям и травмам
Нормативными документами установлена следующая периодичность испытания цепных стропов:
Испытание проводится статической нагрузкой, в 1,25 раза (на 25%) превышающей грузоподъемность стропа.
Согласно документу РД 11-07-2007 и другим на предприятии-эксплуатанте должна производиться браковка цепных стропов – изъятие из эксплуатации снаряжения, потерявшего свои качества.
Существуют следующие признаки браковки:
Указанные нормы браковки учитываются при каждом осмотре снаряжения, отбракованный строп в зависимости от состояния подлежит ремонту или утилизации.
При выборе снаряжения одним из наиболее важных является вопрос о том, каков гарантийный срок эксплуатации для цепных стропов и сопутствующих изделий. Стандартами установлены следующие сроки:
Несоблюдение этих сроков является грубым нарушением и может привести к аварийной ситуации.
При изготовлении съемных грузозахватных приспособлений и их подборе для выполнения тех или иных операций производится расчет цепных стропов на грузоподъемность и другие характеристики. Расчет выполняется по специальным формулам, учитывающим требуемую грузоподъемность, способ строповки (как и под какими углами расположены ветви), класс прочности цепи и некоторые другие данные.
При расчете цепных стропов добиваются, чтобы их запас прочности был не менее 4:1, и они безопасно работали при всех допустимых способах строповки во всех условиях.