Бесплатная доставка по городу при заказе от 30 000 рублей!

Как выбрать цепные стропы

  1. Назначение
  2. Устройство цепных строп
  3. Преимущества и недостатки
  4. Обозначение
  5. Характеристики
    1. Грузоподъемность цепных строп
    2. Размеры
    3. Вес
    4. Износ
    5. Классы прочности цепного стропа
    6. Запас прочности
  6. Проверка цепных стропов
  7. Правильная строповка грузов цепными стропами
  8. Периодичность испытания
  9. Браковка
  10. Гарантийный срок эксплуатации
  11. Расчет цепных строп

Назначение

Благодаря конструктивным особенностям и характеристикам применение цепных стропов практически не имеет ограничений. С их помощью можно перемещать грузы в промышленности, строительной сфере и других областях, они могут работать в условиях воздействия агрессивных сред (на химических производствах) и при температурах до +400 … +475°C (это позволяет использовать их в металлургии). Гибкость, высокая устойчивость к износу и прочность определяет назначение цепных стропов: перегрузка тяжелых грузов, в том числе с острыми кромками, малыми радиусами искривления поверхностей, и т.д.

Устройство цепных строп

Основой стропа является цепная ветвь, которая состоит из отрезка цепи и двух концевых или переходных звеньев (неразъемных или разъемных)

Такое устройство цепных строп позволяет изготавливать грузозахватные приспособления различных типов:

  • Одноветвевые – путем добавления захватного органа (крюка) и концевого звена;
  • Многоветвевые – путем объединения одноветвевых стропов с помощью нескольких переходных и одного концевого звена;
  • Кольцевые стропы путем соединения концов ветви одним звеном в замкнутую петлю.

Возможное устройство цепных строп и их конфигурация указаны в документе РД 11-07-2007 и других.

Устройство цепных строп

Преимущества и недостатки

К важнейшим преимуществам цепных стропов относятся:

  • Высокая прочность и устойчивость к деформирующим нагрузкам;
  • Возможность работы в химически агрессивных средах и температур вплоть до +400 … +475°C;
  • Наибольший среди других типов стропов срок эксплуатации;
  • Гибкость и удобство работы;
  • Безопасность.

В то же время цепные стропы имеют и недостатки, среди которых большая масса (тяжелее других типов снаряжения) и плохая устойчивость к динамическим нагрузкам высокой интенсивности.

Обозначение

Нормативами установлено обозначение цепных стропов, состоящее из следующих элементов:

  • Число – класс прочности;
  • Буквенное обозначение типа изделия (ВЦ – ветвь цепная, 1СЦ, 2СЦ, 3СЦ, 4СЦ – одно- и изделия с различным числом ветвей, СЦК – кольцевой);
  • Грузоподъемность;
  • Длина, в мм;
  • Исполнение (конструктивное и климатическое).

Например, маркировка цепных стропов 4 – 2СЦ – 20,0 – 5000 означает, что это двухветвевой строп 4 класса прочности с г/п 20 т длиной 5000 мм. Данная информация наносится на бирку, которая также содержит данные о производителе, дату последней проверки и инвентарный номер.

Иногда используется обозначение, в котором на первой позиции стоит слово «Строп», а класс прочности указан отдельно.

Характеристики

Наиболее важными являются следующие характеристики цепных стропов:

  • Грузоподъемность, в тоннах;
  • Допускаемая (рабочая) нагрузка, в кН;
  • Разрывное усилие, в кН;
  • Класс прочности цепи;
  • Габариты – длина, калибр цепи, размеры элементов стропов (крюков, звеньев и т.д.).;
  • Конструктивное исполнение;
  • Климатическое исполнение.

Основные характеристики цепных стропов зашифрованы в условном обозначении изделий, также они присутствуют в документах.

Грузоподъемность цепных строп

Грузоподъемность данного снаряжения зависит от его конструктивного типа и калибра цепи. Так, грузоподъемность цепных стропов одноветвевых лежит в пределах 0,5 – 12,5 т, кольцевых – от 1 до 25 т, многоветвевых – от 1,6 до 17 – 26,5 т в зависимости от типа. Изготавливаются цепные стропы с г/п до 50 – 67 т. Однако грузоподъемность цепных стропов зависит от температуры окружающей среды: изделия до 3 класса прочности можно эксплуатировать только до +100°C, г/п снаряжения более высоких классов снижается на 10 – 51% в зависимости от класса прочности цепи и температуры.

Размеры

В соответствии с нормативными документами установлены следующие размеры цепных стропов:

  • Длина – от 1 до 8 метров и более;
  • Калибр цепи – от 5 до 44 мм (при длине звена от 18 до 176 мм и более);
  • Размеры промежуточных и соединительных звеньев, крюков и других элементов.
Наиболее востребованы цепные стропы длиной 1 – 5 метров, по требованию потребителя изготавливается снаряжение длиной 6 – 8 метров и более. Однако минимальная длина ветви не может быть меньше 20 длин звена цепи + 2 длины переходных звеньев.
Вес

Вес цепных стропов зависит от калибра цепи, длины, типа захватного органа и других элементов. Масса изделий лежит в следующих пределах:

  • Один метр ветви – от 0,8 – 1,1 кг до 74 кг;
  • Общий вес ветви – от 1,1 до 200 кг;
  • Минимальная масса многоветвевых стропов – от 1,6 до 3,9 кг;
  • Общий вес многоветвевых стропов – от 1,6 до 400 – 700 кг и более.

В целом, цепные стропы тяжелее снаряжения других типов той же длины и грузоподъемности.

Износ

В процессе эксплуатации цепные стропы подвергаются износу, его интенсивность и размер необходимо отслеживать при плановых осмотрах. Критическим считается износ цепных стропов, при котором диаметр звена (прутка, из которого оно изготовлено) уменьшается на 10% и более. Контроль износа осуществляется по меткам на маркировочной бирке.

Классы прочности цепного стропа

Для изготовления стропов данного типа допущены цепи от 4 до 8 классов прочности, что соответствует допустимому рабочему усилию от 100 до 200 Н/мм2 (разрывному – от 400 до 800 Н/мм2). В отдельных случаях допускаются как меньшие классы прочности цепного стропа (2 и 3), так и больше (10).

Запас прочности

Согласно нормативным документам, запас прочности цепных стропов всех типов должен быть не менее 4. То есть, разрывное усилие изделий должно как минимум вчетверо превышать их грузоподъемность.

Проверка цепных стропов

Для оценки состояния съемных грузозахватных устройств проводится регулярная проверка цепных стропов всех типов. Осмотр выполняется стропальщиками перед каждым применением, а каждые 10 дней осуществляется проверка ответственным специалистом. Установленный нормативами порядок осмотра цепного стропа предусматривает: визуальный осмотр, измерение степени износа и растяжения звеньев, определение степени их деформации, а также оценка повреждений, износа и деформаций других элементов. Для проверки цепных стропов используется как специальный измерительный инструмент, так и бирка, на которой имеются выступы и пазы, позволяющие определить достижение максимальных значений износа деталей.

Правильная строповка грузов цепными стропами

Правильная строповка грузов цепными стропами

Обеспечивающая безопасность работ правильная строповка грузов цепными стропами приводится в различных нормативных документах (в том числе РД 11-07-2007). В общем случае к строповке предъявляются следующие требования:

  • При возможности строповка проводится за выступающие части грузов;
  • Строповку можно выполнять с применением испытанной арматуры и иных приспособлений;
  • Допускается строповка «на удав», обвязка петлей с фиксацией крюком и по другим схемам;
  • При необходимости на одном грузе можно использовать стропы разной длины и конфигурации;
  • Не допускается такое положение цепи, при котором острые кромки груза упираются непосредственно в звенья – кромка должна располагаться между звеньями, что предотвращает их деформацию.
Стропальщики должны знать, как выполняется правильная строповка грузов цепными стропами, нарушения правил могут привести к авариям и травмам

Периодичность испытания

Нормативными документами установлена следующая периодичность испытания цепных стропов:

  • Предприятием-изготовителем при производстве;
  • Организацией-эксплуатантом не реже одного раза в 6 месяцев после ввода в эксплуатацию;
  • После ремонта.

Испытание проводится статической нагрузкой, в 1,25 раза (на 25%) превышающей грузоподъемность стропа.

Браковка

Согласно документу РД 11-07-2007 и другим на предприятии-эксплуатанте должна производиться браковка цепных стропов – изъятие из эксплуатации снаряжения, потерявшего свои качества.

Браковка цепных стропов

Существуют следующие признаки браковки:

  • Растяжение цепи (увеличение расстояния между звеньями на 10% и более, удлинение звена на 3% и более);
  • Износ звеньев на 10% и более;
  • Трещины и надрывы на звеньях на глубину 10% и более их диаметра;
  • Деформации звеньев;
  • Повреждения, трещины, износ и потеря формы элементов стропа – крюков, звеньев и т.д.

Указанные нормы браковки учитываются при каждом осмотре снаряжения, отбракованный строп в зависимости от состояния подлежит ремонту или утилизации.

Каков гарантийный срок эксплуатации для цепных стропов?

При выборе снаряжения одним из наиболее важных является вопрос о том, каков гарантийный срок эксплуатации для цепных стропов и сопутствующих изделий. Стандартами установлены следующие сроки:

  • Со дня ввода съемных грузозахватных приспособлений в эксплуатацию – не менее 18 месяцев;
  • Со дня их изготовления – не менее 24 месяцев.

Несоблюдение этих сроков является грубым нарушением и может привести к аварийной ситуации.

Расчет цепных строп

При изготовлении съемных грузозахватных приспособлений и их подборе для выполнения тех или иных операций производится расчет цепных стропов на грузоподъемность и другие характеристики. Расчет выполняется по специальным формулам, учитывающим требуемую грузоподъемность, способ строповки (как и под какими углами расположены ветви), класс прочности цепи и некоторые другие данные.

При расчете цепных стропов добиваются, чтобы их запас прочности был не менее 4:1, и они безопасно работали при всех допустимых способах строповки во всех условиях.

Вернуться к списку статей