Любой, кто проезжал мимо большой строительной площадки, где огромный кран перемещает груз с одной стороны строящегося здания на другую, понимает, что это непростая задача, требующая тщательного планирования. Одним из основных элементов, участвующих в процессе, является грузовой строп. Может показаться, что они играют малую роль, но они выполняют важную функцию.
Грузоподъемные стропы разработаны так, чтобы с их помощью можно было использовать разные типы строповки грузов. Каждый тип стропы может быть использован для вертикального подъема, корзиночной сцепки и на удавку, а конечный пользователь при составлении плана грузоподъемных операций должен самостоятельно определить, какой тип строповки лучше всего выдержит нагрузку.
В этой статье мы рассмотрим:
Вертикальный или прямой подъем — это самый простой тип строповки, используемый для обвязки груза и его соединения с подъемным механизмом. При вертикальной сцепке проушина одноветвевого цепного, канатного или текстильного стропа соединяется с крюком крана или другого грузоподъемного устройства, а другой конец соединяется с точкой крепления на грузе. Такой тип подъема будет задействовать полную грузоподъемность стропа. Однако при выполнении подъема одноветвевым стропом следует обеспечить дополнительный контроль нагрузки и свести к минимуму вращение и перекашивание.
Ни в коем случае нельзя использовать одноветвевую вертикальную сцепку при подъеме сыпучих материалов, обвязке длинномерных грузов и грузов с неравномерной нагрузкой.
Подъем груза в обхват равномерно распределяет нагрузку между двумя ветвями стропа. При использовании свободной укладки груз удерживается путем пропускания стропы под грузом, а затем отдельно цепляя оба конца стропа к крюку.
Обвязка груза в обхват имеет вдвое большую грузоподъемность, чем вертикальная строповка с одной точкой подъема, когда ветви расположены вертикально под углом 90°, а отношения изгиба к диаметру каната 25:1. Обычно для этого требуется съемное грузозахватное приспособление, линейная траверса или кран-балка.
Если угол наклона ветви стропа меньше, чем 90° при использовании корзиночной сцепки, грузоподъемность стропа уменьшается.
Корзиночную строповку не следует использовать для грузов с неравномерной нагрузкой или грузов, которые трудно сбалансировать. Для регулирования нагрузки может потребоваться более одной стропы.
Угол наклона одноветвевого стропа | Коэффициент грузоподъемности |
---|---|
90° | 200% |
60° | 170% |
45° | 140% |
30° | 100% |
Корзиночная строповка может осуществляться одинарной, двойной сцепкой или с использованием двойной обмотки (методом «обкручивание»):
При использовании двойной обмотки не перекрывайте стропу в нижней части груза и следите за ее положением по мере устранения провисания.
Петля-удавка используется для надежного затягивания или неплотного прилегания стропа, чтобы обеспечить большее регулирование нагрузки. При использовании чокерной сцепки один конец оборачивается вокруг груза, затем проходит через себя и цепляется к крюку крана или другого грузоподъемного механизма.
Из-за давления, создаваемого в точке пересечения, сцепка-удавка снижает грузоподъемность до 75-80% от того, на что способна вертикальная строповка одноветвевым изделием. Наименьшее снижение грузоподъемность происходит, когда угол удавки составляет 120° или больше. Любой угол менее 120° может привести к снижению грузоподъемности до 40% от номинальной.
Угол петли-удавки | Коэффициент грузоподъемности |
---|---|
от 120° до 180° | 100% |
от 90° до 119° | 87% |
от 60° до 89° | 74% |
от 30° до 59° | 62% |
от 0° до 29° | 49% |
Кольцевой захват не следует использовать для несбалансированных грузов и там, где строп будет не плотно соприкасаться с грузом. Для более плотного контакта используйте чокер с двойной обмоткой.
Убедитесь, что вы используете стропы достаточной длины, чтобы эффективно удерживать груз. Сцепку «на удавку» следует туго затягивать перед подъемом и не расслаблять.
Существует еще один способ строповки с помощью многоветвевых строп из двух, трех или четырех ветвей, закрепленных на одном звене, обеспечивая дополнительную поддержку и устойчивость, когда крюк стропа расположен над центром тяжести груза. Ветвевые стропы используются для подъема и перемещения грузов с фиксированными подъемными проушинами или точками крепления.
Некоторые стропы имеют возможность регулировать длину, чтобы выровнять и контролировать несбалансированные нагрузки. Всегда проверяйте угол каждого стропа и сверяйтесь с таблицей, что строп не перегружен.
Всего существует около десяти различных видов строповки в зависимости от того, сколько труб необходимо загрузить и какие они. Например, если длина труб менее полутора метров, то используется строп с крюком, обвязка груза которым создает узел в центре тяжести.
Если трубы имеют большую длину, то все зависит от применяемых строп. Например, при использовании универсального кольцевого стропа, необходимо использовать способ двусторонней обвязки груза, т.к. в противном случае центр тяжести будет слишком неустойчив.
Конечно, вы также можете использовать специальные захваты или траверсу, оснащенную текстильными стропами. Применение траверсы со стропами, оснащенными крюками, особенно актуально, если вам необходимо загрузить сразу целую пачку труб.
Очень часто приходится перегружать целые узлы и детали машин или различное оборудование. Схема строповки таких грузов тоже существует и должна присутствовать на объекте. Для строповки кузовной части используются два петлевых стропа, которые закреплюятся обхватом.
В некоторых случаях оборудование поставляется в деревянной обрешетке. В этом случае понадобится четырехветвевой строп, оборудованный крюками, который можно будет закрепить за петлевые стропы, продетые под грузом.
Если речь идет про больших агрегатах, то здесь не обойтись без специальных монтажных петель, которые соединяются шплинтовым замком с такелажными скобами, а уже за них крепятся петлевые стропы.
Схемы строповки металлопроката сильно отличаются от тех, что используются для труб. Например, для швеллера нужно использовать двухпетлевой универсальный строп, который фиксирует груз при обхвате, а для двутавра — двухветвевой строп. В обоих случаях необходимо использовать
Швеллеры и уголки требуют особого обращения, т.к. их бывает сложно правильно упаковать. Поэтому стоит использовать сразу три стропа — два кольцевых и один двухветвевой. Также стоит позаботиться о сохранности груза, закрепив его проволокой в несколько оборотов и добавить прокладку под стропы, чтобы не повредить поверхность перемещаемого объекта.
Большая часть металлопроката представляет собой листы, которые можно расположить как вертикально, так и горизонтально. Для работы с горизонтально расположенным грузом понадобятся ветвевые стропы, оснащенные специальными захватами. А если речь идет о целой упаковке листов металла, то захваты уже не помогут и необходимо использовать два универсальных стропа для обхвата груза. Если у вас есть специальный четырехветвевой строп со струбцинами, то его можно использовать и для погрузки как одного листа, так и целой пачки.
Для одного листа, расположенного вертикально, следует использовать специальные эксцентриковые захваты, которые устанавливаются с двух сторон, а к ним крепятся петлевые стропы.
Строповка колонн как правило производится либо в обхват сечения всего груза, либо через отверстие в нем. Сцепка выполняется либо за одну, две или более точек. Их число зависит от жесткости колонны и определяется расчетам. Точки крепления строп к крюковому механизму располагаются выше центра тяжести для равномерного распределения нагрузки.
Для работы с более тяжелыми колоннами массой от 5 до 10 тонн применяются либо строповочные комплекты, которые состоят из траверсы, универсальных кольцевых строп, вспомогательных строп с замками, устройства для расстроповки на высоте и подкладок, либо специальные фрикционные захваты.
Строительные конструкции с помощью строповочных устройств крепятся либо за верхние точки, либо за пальцы, размещенные в специальных строповочных отверстиях.
Для изделий, чья длина меньше 18 м достаточно двух точек крепления, а при длине больше 18 м — необходимо использовать четыре точки или осуществлять подъем с применением траверсы.
При работе с длинномерными объектами обязательно учитывается расположение центра тяжести перемещаемого объекта. Чтобы предотвратить выскальзывание, перевешивание, падение или разлом груза, фиксацию и строповку необходимо производить минимум в двух местах с помощью строп УСК, а угол между их ветвями желательно не допускать свыше 90°.
Строповка плит перекрытий должна производиться за специально предусмотренные грузовые петли, расположенные на теле груза. Количество ветвей для захвата плиты должно соответствовать количеству крепежных точек, чтобы конструкция не разломилась.
На территории РФ действует ГОСТ Р ИСО 3874-2008, который предусматривает несколько моделей закрепления контейнеров 20 и 40 футов. Вот несколько вариантов:
Всем сотрудникам следует руководствоваться правилами работы с большими и/или тяжелыми грузами, т.к. их игнорирование может привести к серьезным травмам и дорого обойтись бизнеса.
Вот несколько простых шагов, которые вам следует выполнять при работе с грузом:
Самое большое влияние на безопасность и эффективность оказывает то, как вы используете грузоподъемные стропы. Вот несколько вещей, о которых следует помнить:
Компания «Р-СИСТЕМС» выпускает высококачественные ленточные, канатные и цепные стропы. Наши специалисты всегда помогут вам сделать правильный выбор для вашего применения и найти ответы на любые вопросы.